Эта статья является комментарием к: 24.10.2014 Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2014 г. N 308-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Вступил в силу закон о новом порядке возбуждения уголовных дел против тех, кто не желает платить налоги; "Российская газета" публикует федеральный закон об изменениях в Уголовно-процессуальном кодексе.
Эти изменения упрощают возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям. Новые нормы серьезно меняют устоявшийся порядок в этой сфере, к которому за последние годы многие успели привыкнуть.
Тема ответственности за неуплату налогов крайне болезненная. Без налогов никакое государство не проживет, но платить их не все хотят. Во всем мире за неуплату налогов наказывают серьезно.
Причем чем благополучнее страна, тем жестче там ответственность за нежелание платить налоги.
В нашей стране вокруг изменения порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям в последнее время сломано немало копий в жарких спорах. У нового порядка были свои сторонники и противники.
До сегодняшнего дня единственным поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях считались материалы, поступившие из Федеральной налоговой службы. Результаты же оперативно-розыскной деятельности не считались основанием для открытия дела. Их нельзя было положить на стол следователю для возбуждения уголовного дела. Такой порядок действовал с 2011 года.
В Следственном комитете РФ не раз говорили, что ситуацию надо менять. СКР проанализировал сложившуюся на тот момент практику. Оказалось, что количество выявленных налоговых преступлений за это время уменьшилось в несколько раз. Сократился и объем возмещаемого государству ущерба, причиненного налоговыми преступлениями.
А это уже напрямую затрагивало экономическую безопасность государства. Первоначально, основываясь на передовом зарубежном опыте, для решения этой проблемы председатель СК России Александр Бастрыкин предложил создать новый государственный орган - финансовую полицию. Она, по его мнению, высказанному в "Российской газете", могла бы эффективно выявлять налоговые преступления и решать попутно "другие вопросы борьбы с преступлениями против государственных финансов". Но, понимая, что это масштабная реформа, в СКР решили пойти по более рациональному пути. Так появился законопроект об изменении порядка возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях.
Следственный комитет предложил вновь дать возможность оперативным службам полноценно выявлять налоговые преступления и напрямую направлять в следственные органы материалы для возбуждения дел.
После принятия Госдумой этого законопроекта в первом чтении СКР уже совместно с Федеральной налоговой службой по поручению президента подготовил несколько поправок к нему, с учетом балансов интересов как государства, так и налогоплательщиков. Эти поправки заключаются в том, что в случае поступления соответствующих материалов от органа дознания следователь будет направлять их копию, а также предварительный расчет суммы недоимки по налогам в налоговый орган.
В новом законе статья 144 УПК дополнена частями седьмой, восьмой и девятой. По ним следователь направляет в налоговый орган сообщения о налоговых преступлениях, поступившие из органа дознания. И по результатам рассмотрения этих материалов налоговый орган в течение 15 суток должен направить следователю заключение о наличии нарушения налогового законодательства или об отсутствии сведений о таком нарушении. Реформирование порядка возбуждения дел по налоговым преступлениям - резонансная тема. Правила работы с этим видом нарушений часто меняются. Так, до 2011 года следователи могли возбуждать уголовные дела без участия налоговых органов.
Источник: http://www.rg.ru/2014/10/24/nalog.html
|