Да, действительно, особенно в больших сетевых магазинах, покупатель оказывается перед выбором - либо сдать свои вещи, либо идти в другой более мелкий магазин или на рынок. Итак, рассмотрим ситуацию, когда покупатель приходит в крупный магазин с товаром, приобретённым в другом магазине. При этом охранник магазина не пропускает покупателя в торговый зал с сумкой, понуждая оставить сумку в шкафчиках для хранения или упаковать её в индивидуальный пакет, который затем герметично закрывают. Попробуем разобраться, насколько правомочны при этом действия охранника в частности и администрации магазина вообще, и как защитить в данном случае свои права потребителю? Кто несёт ответственность за оставленные вещи в шкафчиках для хранения, - а эти самые шкафчики зачастую не просто не вызывают доверия на вид, но иногда ещё имеют прозрачные дверцы и, мягко говоря, «хлипкие» замочки - администрация магазина или сам потребитель? Согласно действующему законодательству, покупатель имеет полное право пройти в торговый зал со своей сумкой или «мешком» любого размера. Сдавать или не сдавать в камеру хранения личные вещи - это личное дело каждого покупателя. Принудить к этому ни администрация, ни служба безопасности магазина не могут. Считается, что когда потребитель сдаёт свою сумку на хранение (в добровольном порядке), он заключает с магазином договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению своих вещей. Понуждая покупателя сдать сумку на хранение, работники магазина нарушают принцип свободы заключения договора, прописанный в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если работники магазина настаивают на сдаче вещей для хранения, а иначе не пускают в магазин, то потребитель вправе потребовать книгу отзывов и предложений и оставить в ней соответствующую запись. Отказывая во входе в магазин, нарушается принцип публичности договора (статья 246 Гражданского кодекса Российской Федерации), так как магазин не вправе отказать в продаже товара гражданину при наличии возможности продать соответствующий товар (занесённая в торговый зал сумка покупателя никоим образом не мешает совершению им покупки). Потребитель же, в свою очередь, в соответствии с пунктом 42 письма Комитета Российской Федерации по торговле от 17.03.1994 №1-314/32-9 «О примерных правилах работы предприятий розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети», если всё-таки проходит в зал с вещами, обязан поставить в известность работников торгового зала о наличии у него товаров и предметов, приобретённых в другом магазине, аналогичных реализуемым в этом магазине. После совершения покупки (при том, что покупатель прошёл в зал с сумкой), при выходе из магазина, охранник может остановить покупателя, спросив при этом, не спрятал ли покупатель какой-либо товар в сумке. В данном случае охранник не имеет права производить досмотр вещей покупателя. Максимально, что он может сделать - при наличии достаточных подозрений, что в сумке есть неоплаченный товар из этого магазина, - задержать покупателя до приезда сотрудников полиции. В соответствии с пунктом 34 вышеуказанного письма Комитета Российской Федерации по торговле, работники торговых предприятий самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предприятия приобретённых в других предприятиях товаров, а при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи. В большинстве случаев работники магазинов говорят, что за вещи, сданные для хранения, они ответственности не несут. Тем самым потребитель вводится в заблуждение. При сдаче вещей для хранения, потребитель заключает с магазином публичный договор хранения вещей. На основании главы 47 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор хранения предполагает передачу вещи и её последующий возврат, а основная обязанность хранителя (в данном случае - магазина) - обеспечение сохранности имущества. В соответствии со статьёй 886 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной, и возвратить эту вещь в сохранности. При возмездном договоре хранения (который предполагается при сдаче вещей покупателя), по существу обязательства, в соответствии со статьёй 891 Гражданского кодекса Российской Федерации, администрация торгового предприятия обязана принять все необходимые меры (противопожарные, санитарные, охранные и т.п.) для предотвращения возможной гибели имущества или его повреждения. При безвозмездном хранении хранитель обязан заботиться о принятой на хранение вещи не менее, чем о своих вещах. Согласно статье 892 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, когда в результате повреждения качество вещи изменилось настолько, что она не может быть использована по первоначальному назначению, поклажедатель вправе от нее отказаться и потребовать от хранителя возмещения стоимости этой вещи, а также других убытков, если иное не предусмотрено законом или договором хранения. Статья 902 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует ответственность хранителя, согласно которой при безвозмездном хранении убытки, причинённые поклажедателю (в данном случае - покупателю) утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются: - за утрату и недостачу вещей - в размере стоимости утраченных или недостающих вещей; - за повреждение вещей - в размере суммы, на которую понизилась их стоимость. Учитывая вышесказанное, мы можем констатировать лишь одно - покупатель сам должен сделать выбор - оставлять ему вещь на хранение в шкафчике магазина или же пытаться доказать службе безопасности после совершения покупки, что товар, с которым он прошёл в торговый зал, приобретён не в этом магазине. Источник: http://mpt.volganet.ru/news/ |